Alive Afterall (alaft) wrote,
Alive Afterall
alaft

И снова в небо!



Полетать рядом с пилотом, фоткая в форточку - это красиво. Но совсем иное дело управлять самолетом самому. И это - осуществимо!

Самолетовождение начинается с теоретического урока примерно в 45 минут, во время которого рассказываются основы управления летательным аппаратом:


Дальше идем к самолету. В данном случае, это тот же самый "Дельфин-2", на котором я летал в воскресенье:


А вот такие двигатели у Дельфинов. Чешский четырехцилиндровый мотор, прекрасно работающий на АИ-92. Никакой трансмиссии - прямой выход вала на пропеллер:


Ну что же, садимся в кабину, чтобы знакомиться с органами управления. Вот такая приборная панель:


Куча тумблеров, куча приборов. Вкратце было рассказано про всё. Но мне, чтобы просто порулить на высоте, достаточно гораздо меньше хозяйства.

Итак, для управления элеронами и рулем высоты используется штурвал. А для управления килевым поворотным рулем - педали под ногами. Слева желтая ручка наддува топлива. Еще внизу, на том месте, где в автомобиле ручник, есть такая же с виду ручка (на фото не видно), управляющая закрылками, помогающими обеспечить оптимальные характеристики при взлете и посадке:


Штурвал в сторону - и элероны поднимаются разнонаправленно, накреняя самолет.
Штурвал вперед или на себя - и руль высоты смещается вверх либо вниз, заставляя самолет набирать высоту либо снижаться.
Педали сидят на шарнире, таким образом когда правая педаль идет вперед, то левая назад (и наоборот). Так осуществляется поворот килевого руля.
А еще при повороте самолет кренится, при крене поворачивает. Таким образом, рули и элероны не являются независимыми органами управления. Через аэродинамику они связаны. Нащупать этот баланс в полете и прочувствовать управляемость - настоящий кайф.


Командуя моими руками, сидящий рядом пилот заводит самолет, запрашивает по рации взлет и на время берет всё управление на себя, чтобы взлететь.
Набираем высоту 200 метров, и постепенно я начинаю принимать участие в управлении, чтобы почувствовать как работают рули, элероны, ну и всё вместе взятое. Педали и штурвалы на пилотном и учебном местах механически соединены, поэтому никакого специального "переключения" для передачи управления мне не требуется. Просто пилот не мешает моим движениям, но в любой момент может воспрепятствовать, если я делаю что-то не так.

Таким вот управлением с его стороны с моими включениями облетаем с востока остров Котлин и пролетаем дамбу с южной стороны. Всё, после этого начинаются мои пилотные задания.
Сначала надо было просто плавно повернуть и с удержанием курса долететь до ближайшего удобного ориентира - форта Обручев.
Потом были развороты на 360° влево и вправо с креном 15°.
Затем то же самое с креном 30°.
Снижение до 200 метров, произвольный разворот на 180° и обратный набор высоты до 300 метров.
И наконец, самостоятельное руление для выхода на глиссаду ВПП.

Сажал самолет, разумеется, пилот.

Немного об управлении. Справа от таблички есть прибор "НАДДУВ". Он управляется той самой желтой ручкой, которая сама удерживается в оставленном положении (в отличие от педали газа в машине). При горизонтальном полете нужно выставить шестерку, при снижении - четверку, при подъеме - семерку:


А теперь левая часть приборной панели:


Здесь слева вверху спидометр. При наборе высоты нужно иметь скорость не менее 150 км/ч, при спуске снизить не более, чем до 120, а при горизонтальном полете удерживать в пределах 130-140 (делается балансом между ручкой наддува и углом атаки самолета).
Третий слева в верхнем ряду - указатель вертикальной скорости. Набор высоты, как и снижение оптимально делать с вертикальной скоростью 2-3 м/с.
Слева от гарминовского навигатора в нижнем ряду альтиметр. Показывает высоту в сотнях метров.
Ну и второй слева в верхнем ряду - указатель крена и дифферента. Опытные летчики ориентируются по горизонту, а я удерживал требуемые 15 и 30 градусов, впившись взглядом в этот шарик.

Во время этого полета мне было не до фотографирований. Поэтому как выглядят околокронштадские места с высоты 300 метров можно увидеть тут

Летать - это здорово! А самому рулить в трехмерном пространстве и чувствовать, как аппарат делает то, что тебе нужно - вообще офигенно))

Бонусный кадр - кронштадская развязка КАД:
Subscribe

  • Четьверьговое

    Руки дошли до мобилофоток с вечерней велопопрогулки минувшего четверга. Я на велике, а кто-то - на сапбордах: Народ ищет спасения от жары:…

  • Форт Красная Горка

    Загородные прогулки по красивым местам продолжаются. Сегодня вот был в Красной Горке. Думаю, про это место так или иначе слышали все. Славится…

  • Токсовские высоты

    В нескольких минутах езды от Хепоярви есть Кавголовский лесопарк, в котором проложена тропа Токсовские высоты. Она крохотная, всего 2,5 км, так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments