Alive Afterall (alaft) wrote,
Alive Afterall
alaft

Приёмчики живописцев

В конце прошлого года я сходил в Государственный Русский музей. С блокнотом и ручкой. Чтобы отметить приёмы по цветовым и световым решениям, с помощью которых художники делают картины столь приятными для человеческого глаза. С целью узнать - можно ли что-нибудь позаимствовать из этого при обработке фото.

С портретами мне сразу всё стало ясно - там подсвечены лица главных героев так, будто есть постановочный свет требуемой теплоты. Даже там, где по сюжету одинокий человек на природе. В интерьерах тоже светом выделено нужное. Поэтому я сосредоточился на пейзажах.

И вот уже, как человек, наобрабатывавший тысячи фоток, оценил всю мощь возможностей художника и все те коварные приемчики, недоступные при параметрической обработке настоящей пейзажной фотографии, которыми они очаровывают зрителя.



Я тут буду приводить конкретные примеры, но сразу предупреждаю, что в инете их на предмет цветовых и световых пропорций смотреть бесполезно - всё безбожно искажено по сравнению с оригиналом. Лучше смотреть живьем в музее.

Основные идеи, которые я почерпнул (встречаются у очень многих):

1) Во-первых, так же, как в портретах, часто дается искусственная подсветка тех мест, на которые следует обратить внимание, хоть и не столь очевидно и настырно. Например, песок перед самыми передними бурлаками на Волге в одноименной картине Репина как будто подсвечен софитом. В картинах "У дверей мечети" Верещагина и "Вид с окрестностей села Поречье" Л.Л.Каменева центральные планы ярче боковых. Но сделано это деликатно, будто на источник света (в данном случае, Солнце) повесили градиентный абажур. У Айвазовского в работе "Бриг Меркурий" блик на воде от облака по центру картины внезапно ярче, чем от участков синего неба по краям.

2) В реальности дневное небо очень яркое. На картинах оно всегда приглушено. Или имеет такую же яркость, как освещаемая им земля, или даже тусклее.
Самый гротескный пример - Ф.А.Бронников "Улица Итальянского города". Стены зданий на узких улочках светлее (!!) неба. Интересный прием у Васнецова в картине "Северный край". Небо выглядит как реальное небо на закате, а отражение его от реки - как будто сделано в полдень.

3) В летних пейзажах обильная зелень, как правило, не имеет насыщенного ядовито-зеленого цвета. Она очень приглушена. Цветовой тон смещен в оливковый и, местами, даже в коричневатый. У Шишкина в картине "Ручей в березовом лесу" от массивной зелени деревьев отвлечено внимание путем смещения ее цвета в суперский фоновый серо-оливковый оттенок.

4) Многие (Айвазовский, Левитан, Ф.А.Васильев) делают вкрапления из мазков совершенно нетипичного цвета на море или на небе. На первый взгляд получается общее впечатление богатства красок. Но при дотошном изучении крупным планом (а главное, при сравнении с тем, что бывает в реальности и на фото) возникает недоумение, откуда взять разрозненные коричневые плашки на морской воде и аналогичные им желтые - на облаках.

5) Невнятных теней художники избегают просто "в лоб". У Саврасова в работе "Степь днем" подсвечены снизу крылья чаек, у Шишкина в "Дубах" - листья, у Айвазовского в "Лунной ночи" всладник освещен не со стороны луны, а у Сурикова в "Виде памятника Петру I" видны детали памятника на теневой стороне в контровом лунном свете.

6) Динамический диапазон при дневных пейзажах явно расширен. Но, в отличии от фото, насыщенность не теряется - просто изначально так подобраны краски.

7) Вовсю применяется избирательное тонирование (чуть разные цветовые решения для одних и тех же объектов на переднем плане и на заднем, на свету и в тени).

8) Необычные цветовые решения. У Мясоедова в "Страдной поре" при светло-желтых полуденных колосках странное серо-розовое небо. У Маковского в картине "Ночлежный дом" в совершенно хмурый пасмурный зимний день цвет лиц необычайно ярок и насыщеннен. У Саврасова на картине "Березы. Половодье" добавлено много желтовато-розового оттенка, а у Ф.Васильева в "Оттепели" на сером снегу, освещенном серым небом, непонятно откуда взявшиеся желтые световые пятна, словно всё это ярко подсвечено прожекторами со световой тепмературой 2700 K.


Ну и еще конкретные приёмы воздействия на зрителя:

- Левитан любит использовать резкую фактуру туч контрастными мазками. Например, в картинах "Хмурый день" и "У берега моря".
- У того же Левитана на "Озере Русь" белые облака гораздо ярче чистого неба.
- "Мечты" Поленова: дальний план с одной стороны как бы в дымке, а с другой - не теряется насыщенность отдельных деталей на нём.
- С.Ф.Щедрин в картине "Неаполь в лунную ночь" сделал искусственный яркий ореол вокруг костра - так, словно на костер смотрят через слегка матовое стекло, а на всё остальное - напрямую.
- В "Корабельной роще" Шишкина ручей словно снят через полярик - глазом так четко дно не увидишь, блики помешают. Ведь на воду светит такое яркое солнце, что засвечивает камни и песок!
- Про Куинджи я вообще молчу. Это такой мастер света и градиентов, что тут только замереть и восхититься. Недосягаемость выше неба!


Всё перечисленное выше - это хорошо, но в большинстве своём при обычной параметрической обработке реального фото малоосуществимо. Хотя, поучиться все равно есть чему.
Subscribe

  • Черемуха душистая

    И вот она снова зацвела. Что у нас с приметой? В 2012 не похолодало: http://alaft.livejournal.com/478977.html И в 2013 не похолодало:…

  • SONY-75

    Сегодня 75 лет со дня основания компании SONY. Большинство моей электроники, которой я владел за свою жизнь, именно от этого производителя. Поименно:…

  • так и есть, по ходу...

    Железная дорога разговаривает на приблатненном языке. Типа "место-то, пацанчик, у тебя не фартовое, по ходу..."))

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments

  • Черемуха душистая

    И вот она снова зацвела. Что у нас с приметой? В 2012 не похолодало: http://alaft.livejournal.com/478977.html И в 2013 не похолодало:…

  • SONY-75

    Сегодня 75 лет со дня основания компании SONY. Большинство моей электроники, которой я владел за свою жизнь, именно от этого производителя. Поименно:…

  • так и есть, по ходу...

    Железная дорога разговаривает на приблатненном языке. Типа "место-то, пацанчик, у тебя не фартовое, по ходу..."))