Alive Afterall (alaft) wrote,
Alive Afterall
alaft

Categories:

Kaizen of my Life. Часть 5. Работа над текущими проблемами

 
"Минуту-другую они наблюдали, как посетитель, прочитывая предварительно надписи на панели, поворачивал рукоятки установки. Зеленое пятно на экране то вытягивалось, то сжималось в маленький яркий зайчик.
- Кстати, это не телевизор, а осциллографическая установка, -- ехидно бросил Пека.
- Почему кстати? -- сухо спросил Лобанов. -- Кстати бывает только то, что остроумно. Я думаю, тут мало сменить конденсаторы. Важно выяснить, почему они пробиваются.
Поймав ироническую усмешку Кривицкого, Морозов с преувеличенным уважением спросил:
-- Вы, случаем, не конструктор этого осциллографа?
Ребята развеселились. Человек, судя по всему, впервые видит осциллограф и берется указывать тем, кто, можно сказать, зубы съел на этом деле!
-- Модест Петрович, -- обратился Морозов к старшему инженеру, -- так я начинаю разбирать?
Кривицкий кивнул.
- Вряд ли можно назвать такой метод научным, -- глядя на Кривицкого, резко сказал Лобанов. Морщины сердитым фонтанчиком поднялись от переносицы по бугристому крутому лбу.
- Видите ли, -- медленно начал Кривицкий, поскребывая острый, плохо выбритый подбородок, -- мы придерживаемся такого примитивного правила: когда начался пожар, то не время проверять план противопожарных мероприятий."

Даниил Гранин. "Искатели"



Когда начался пожар, надо его тушить. Но чтобы он реже возникал, нужно регулярно проверять, а главное - актуализировать и план противопожарных мероприятий, и его соблюдение, и, что очень важно, причины его несоблюдения!


Итак, работа над проблемами.

Напомню вкратце три пункта общей программы: устраняем проблему --> устраняем последствия --> ищем причину.
А теперь развернуто.

При отработке проблем (если это не действительно пожар, а проблема, позволяющая выделить какое-то время на ее обдумывание), я стараюсь использовать такой алгоритм:
а) четкое осознание и формулирование проблемы (пока проблема не сформулирована, мы ее только чувствуем, но не видим ее границ)
б) поиск возможных решений проблемы и обдумывание последствий каждого решения ("не пороть горячку", "семь раз отмерь - один отрежь")
в) решение проблемы тем способом, который даст наименее худшие последствия ("не выплесни вместе с водой ребенка")
г) обдумывание последствий проблемы
д) принятие мер по минимизации негативных последствий проблемы
е) ну и, наконец, поиск причин проблемы, чтобы по-возможности избежать ее в следующий раз


Пример:
соседи снизу пожаловались на пятно на потолке. Поискали - обнаружили, что подтекает труба холодной воды, спрятанная за декоративной перегородкой.
а) есть проблема - утечка (осознание проблемы), способная в запущенном состоянии привести к затоплению соседей снизу (формулировка проблемы)
б) менять все трубы - дорого. Менять весь счетчик, из соединения которого с трубой течь - нецелесообразно, скорее всего дело в соединении счетчика с трубой. Что там случилось - резьба нормальная, фум не истрепался, просто гайка была плохо затянута и разболталась со временем.
в) затянуть гайку
г) нужно вытереть пол у себя и урегулировать проблему с соседями
д) договориться с соседями, что дадим столько-то денег на косметический ремонт, больше такого не повторится и бла-бла-бла
е) кто затягивал гайку? Водопроводчик, который ставил счетчик. Кто его контролировал? А никто - понадеялись на его профессионализм и ответственность. Первый вывод - всегда проверять работу подрядчиков на ответственных объектах. А почему я сразу не заметил лужу на полу? Потому что она за перегородкой. Сносить перегородку? Незачем. Вывод второй - список периодических дел пополняется пунктом проверки подобных потайных мест около труб на следы подтеков и намоканий


На пункте (е) следует остановиться подробнее. Если проблема случилась впервые, то часто в таком случае бывает достаточно ограничиться поиском причин первого уровня.


Пример:
Вы поехали в отпуск и забыли взять с собой очки для плавания. Почему? Потому что собирались по привычным спискам. Раньше плавали без очков, а теперь предпочитаете с очками. Решение проблемы - купить на месте (если возможно) или действовать по старинке. Как избежать в дальнейшем - проверять актуальность списков перед каждой поездкой или так их систематизировать, чтобы не забывать про вещи, которыми пользуетесь недавно.


Если же проблема повторяется, то искать нужно более глубинные причины. Для этого хорошо подходит метод "5 почему". Сначала вы ищете ответы на вопрос "почему образовалась проблема". Находите - причина может быть такая-то и такая-то. Следующее "почему" применяется уже к этим первопричинам - а почему, собственно, возникли они?
Автор метода "5 почему" Сакиши Тойода, применяющий его для выявления дефектов на производственных процессах, эмпирическим путем установил, что обычно причины всех проблем не позже пятого уровня "почему?" упираются в недостатки правил, регламентов и технологий. В бытовом случае обычно уровни "почему?" заканчиваются гораздо раньше. И упираться они могут как в непродуманность ваших правил, так и во внешние обстоятельства, которые вам неподвластны. Ваша задача - полноценно проанализировав ситуацию, сделать все возможное со своей стороны, чтобы она не повторялась. Разумеется, если это не требует таких жертв, которые по своим масштабам превзойдут сами неприятности от регулярно возникающей проблемы и ее последствий.


Пример:
Проблема - за данный расчетный период (месяц/квартал/год) потрачено больше денег, чем планировалось изначально. Такое случилось не в первый раз
Почему? - Снова возникли непредвиденные покупки. Первый раз эту проблему решили закладыванием в бюджет статьи "непредвиденное". И вот, повторно та же проблема - в этот раз покупки по этой статье в 1,85 раза превысили заложенный бюджет.
Итак, что за покупки и почему они были совершены?
1. новая стиральная машина - старая вышла из строя и восстановлению не подлежит.
2. новый смартфон - старый как-то уже устарел, ну уж пора было обновиться, пора!
3. красивая картина - ну офигенно же понравилась, вы просто "купили эмоцию и ресурс хорошего настроения"
Ок. Тогда пойдем разбираться по пунктам, почему:
- так получилось, что все покупки нужные, а денег на них не было выделено
- так получилось, что они совпали одновременно, из-за чего пришлось разбивать депозит (продавать валюту, занимать в долг) и понести из-за этого убытки
Потому что смартфон не попал ни под одну статью, а обновить его все-таки пора
Потому что на эмоцию думал, что денег и так хватит, но "что-то на меня нашло"
Потому что про проблемы одновременного совпадения вообще "как-то не пришло в голову", а только на одну стиралку выделенных денег бы и так вполне хватило.

Решения:
1. Составить список всего, что приходит в негодность; проанализировать средний срок службы; оценить риски одновременного выхода из строя. Если риски велики, найти способ заранее обнаруживать скорую кончину для тех вещей, где это реально (джинсы начали дырявиться, куртка уже засаливается, у ванны сколы на эмали и т.п), чтобы распределять сумму хотя бы на два-три отчетных периода, оттянув покупки те, которые возможны в случае подобных накладок сразу по нескольким вещам. Исходя из вышесказанных мер, правильно заложить сумму в соответствующую статью расходов.
2. Признаки морального и функционального устаревания вещи определить гораздо проще, чем признак скорой кончины физической. Тут всё просто - обновления дорогостоящих вещей по причине "устарело" планировать заранее, а если уж "осенило" с опозданием, а лимит по этой статье истек - ничего, походим со старьем.
3. Не можешь без покупки эмоций - ок, только заранее выдели себе на эти расходы сумму и дисциплированно придерживайся ее. Кажется, что денег еще много, но можешь ошибиться - держи на первых порах в кошельке бумажку с суммой, которая у тебя на это дело осталась. Вещь дороже? - Значит не твоя. Точка.


В приведенном выше примере многое утрировано. Но сам принцип системного подхода в раскручивании уровней "почему" я постарался привести, насколько мог, подробнее.

Ну и еще другой пример:

У вас уже второй раз на машине сломали дворники (прокололи шину, разбили стекло).
Значит, появились какие-то хулиганы, которые это делают.
Почему? Вы кому-то насолили? Нет - соседи по двору тоже в последнее время сталкиваются с подобным.
Значит, причина не в вас, и не в вашей безалаберности. Стало быть, дальше в этом направлении вопросами "почему?" копать не стоит.
Остается подумать, какие принять меры. Заявление с милицию - само собой, но гарантированно и сразу это вашу машину не защитит. Может, вы способны отловить их и надавать по ушам? Ответили себе на этот вопрос отрицательно - всё, ищите способы защиты: на время переместиться на платную парковку или поставить сигнализацию получше и сторожить по ночам или еще что-то.

Главное в этом две вещи:
1) в том направлении, где первопричина вашими регламентами не устраняется (не входит в подвластную вам зону), углубление в "почему?" заканчиваются.
2) вы столкнулись с новым явлением в теме "пользование личным автомобилем" - пора продумывать возможность более безопасной парковки не только как теперешняя вынужденная мера, но и на будущее, с целью предотвратить. Поставьте себе эту задачу в план.
Обращаю внимание - формулировать эту задачу надо не "Я найду себе безопасную парковку!", а "я проанализирую все возможности и, если такая возможность есть, а затраты на нее (деньги и ваше время в пути до нее) окупятся, с учетом рисков, я ей воспользуюсь".

Но лучше все-таки проблему не тушить, а предотвратить. Это возможно не всегда, но иногда возможно. Об этом в следующей части.
Tags: kaizen
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 33 comments