Alive Afterall (alaft) wrote,
Alive Afterall
alaft

Еще про Португалию, но не про современную

Вот эта фотка, я ее уже показывал:



Это памятник первооткрывателям. Ведь эпоха Великих географических открытий, приведшая позже европейскую цивилизацию к безоговорочной гегемонии во всем мире на несколько веков, началась, собственно, с португальцев. Можно даже сказать, с деятельности Генриха Мореплавателя, чья фигура расположена на самом носу памятника.

Поводом для всех этих плаваний послужило желание найти надежный морской путь в Индию за пряностями и прочими ее богатствами, потому как эти товары, доставляемые купцами через персов, турков и разных прочих арабов, имели дикие наценки. Так вот, что для меня особенно любопытно. Испанцы, англичане, французы лезли по морям-океанам во все стороны без четкой тактики, а частенько, вообще снаряжали на это дело пиратов, которые плыли куда глаза глядят. Португальцы же поставили цель овладения морским путем в Индию на практически научный подход.

Португальский король Афонсу V начал с того, что после 1455 года (когда папа Римский своей буллой благословил его на морские экспедиции) заказал венецианскому монаху Фра Мауро максимально подробную карту мира, которая составлялась по самым разным источникам, в основном от венецианских купцов, обошедших к тому сухопутными торговыми путями значительную часть Азии.
Второй научный аспект, который применялся португальскими мореплавателями - это использование астрономических эфемерид (т.е. положения звезд) для определения географических координат того места, по которому плывет корабль.

Всё, что я написал выше, я взял из интернета. А теперь мои рассуждения по этой части:
1) глядя на карту Мауро и, сравнивая пропорции, например, того же Пиренейского полуострова с расстоянием от Португалии до Индии, можно легко вычислить реальное расстояние до Индии.
2) к середине XV века Португальцы уже плавали на юг до широт Сенегала. Поэтому, по времени, затраченному на какой-то отрезок пути на юг и положению звезд на небе, нетрудно хотя бы приблизительно рассчитать диаметр Земли, а следовательно - длину пути до Индии, если плыть не на восток, а на запад.
3) ну и с учетом того, что Африка на карте Мауро обозначалась не такой уж и крупной, как оказалось на самом деле, сделать вывод, что конкретно в Индию гораздо ближе плыть вокруг Африки, чем огибая весь Земной шар.

В чем это выразилось практически?

Во-первых, в том, что португальцы настойчиво таки шли вокруг Африки и действительно первыми из европейцев пришли в Индию морем.
А во-вторых, что самое интересно, Колумб дважды, в 1485 и 1488 годах, предлагал португальцам свою идеею плыть в Индию на запад. И оба раза был отвергнут, потому что так плыть - длиннее))) А испанцы не утруждали себя расчетами и снарядили Колумба.

Оставим в стороне вопрос, кто же в итоге остался в экономическом выигрыше, испанцы или португальцы, вопрос в другом. Как можно было мореплавателям конца XV века, т.е. Колумбу и значительной части испанцев, настолько не дружить с математикой, чтобы всерьез полагать, что проплыв на запад несколько тысяч километров, ты попадаешь в ту же самую Индию, которая находится примерно на том же расстоянии, но на восток. Или все-таки вера Колумба сотоварищи в достижении именно Индии является ложью, порожденной какой-нибудь легендой из политических соображений.
Subscribe

  • так и есть, по ходу...

    Железная дорога разговаривает на приблатненном языке. Типа "место-то, пацанчик, у тебя не фартовое, по ходу..."))

  • Смольная набережная

    А еще вчера я побродил по набережным. С Арсенальной интересных видов не получилось, а со Смольной - пожалуйста:

  • Сезон открыт

    Повосходил сегодня в горку на Дудергофских. Открыл сезон хайкинга. Рановато, конечно: еще ледяные корки на дорожках и грязи много. Но уж больно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments