Alive Afterall (alaft) wrote,
Alive Afterall
alaft

О фотографии

Настоящий фотограф, я считаю, это тот, у которого в работе есть что-то для каждого зрителя. И для искушенного коллеги по фотографическому цеху, и для фотолюбителя, и для дилетанта полного.

Я, конечно, до такого мастерства далеко не дорос и снимаю многое то и так, что интересно только мне. Соответственно, многих людей эти снимки не цепляют. Потому что обычный человек, берущий в руки камеру только, чтобы заснять какое-то событие из своей жизни, смотрит через объектив по-другому. Выражаясь словами такого фотографа, как Сергей Максимишин, он смотрит в видоискатель как в прицел.

Человек, не занимающися фотографией и даже не пытающийся делать хоть что-то в стиле фотохудожеств, использует фотоаппарат как средство документирования того или иного объекта или действия. Все остальное, попавшее в кадр, для него - случайный фон. И по большому счету, ему все равно, каким этот фон будет - лишь бы не отвлекал внимание от основного объекта съемки.

Не могу сказать, что это хорошо либо плохо - это нормально и привычно. Так привыкли люди, что сделанный ими кадр - это не композиция, а документирование объекта или события на переднем плане. Как максимум - сочетание важного для них человека и чего-то еще ("Я и Эйфелева башня"). Это не является каким-то неумением, потому что в большинстве своем такой человек не скажет, что в картине "Март" Левитан нарисовал лошадь у дома. Конечно, лошадь и дом там присутствуют, то все-таки со школы человек знает, что художник уделяет внимание всему пространству картины - главному объекту или сюжету, фону, цвету, композиции, деталировке и еще многим вещам, которые и отличают художественное произведение от рисунка лошади карандашом на белом листе бумаги.

В фотографии привычка диктует другое. Мама, папа и Вася поехали в зоопарк: "Вот, сфотографируй жирафа... теперь у нас есть фотография жирафа.... а теперь снимем как Вася катается на пони. Покажем Ивановым, пусть свою Машу тоже прокатят на пони.".

Тут в сознании еще включается два фактора, почему фотография - это не картина:
а) на картине можно нарисовать любую композицию, а на уличной фотографии попробуй подбери фон. Вася на фоне слона - это вершина композиции. С бытовой точки зрения глупо ожидать, что в кадре появится еще что-то интересное, и уж тем более уделять потом ему внимание - ведь фотографировались два объекта - Вася и слон. Эти объекты и попали "в прицел".
б) если уж взялся рисовать картину - то все равно потратишь уйму времени - сиди да прорисовывай все детали сколько влезет.

На моих фотографиях многие пытаются понять, что я сфотографировал. Если в кадре есть что-то необычное, новое, привлекающее внимание, то тут все понятно - считается, что я это и снимал. Если в кадре привычный пейзаж, игра света и тени, ракурс или композиция, но при этом никакой экзотики, странности или экшна - то кадр быстро пролистывается с выражением "Poker face".

Еще хуже выглядит процесс съемки. В наших парках, допустим, гуляют пенсионеры, которым интересно все необычное и интересно поговорить. Человек, фотографирующий снег - это для них очень необычное. Когда я снимаю такие кадры, у меня нередко интересуются на предмет, а что или кого же я тут фотографирую:

Особо показателен был случай, когда дедушка после такого вопроса сказал: "а вот там дальше белочки есть. Их-то видели?". Остальные мне этого не сказали, но наверняка подумали. Белочка - это уже какой-то объект, который считается достойным специального фотографического внимания. Игра света и тени - нет. Потому что белка - это белка, а снег и тени от кустов в представлении человека есть везде - у каждого куста. Вышел из дома и снимай - только зачем и кому нужна фотография снега и тени, раз они есть везде?

Это мышление взгляда через прицел. Фотопрогулка с таким мышлением похожа на игру DOOM, когда идешь по безликим серо-коричневым коридорам, выискивая объекты - врагов и всякие призы. Это оправдано, когда в жизни человека мало места для фотографии, а фотография нужна сугубо для документирования близких людей. Но когда человек начинает интересоваться фотографией, пусть даже в роли зрителя просматривая чужие работы, а тем более если выбирается на прогулку сам, от такого мышления нужно экстренно избавляться. Потому что гулять по безликим коридорам с отдельными точечными объектами - скучно и глупо.

Интересное можно увидеть везде. Далеко не всё достойно фотографирования, но чем больше приучаешь себя смотреть и вглядываться, тем больше начинаешь видеть. Тем больше коричневая стена превращается в содержание. А содержание может быть во всем - ракурс, сочетание, цвет, свет, какие-то мгновения из передвижения привычных прохожих по своим делам - буквально во всем и везде. И уже через какое-то время выходишь из дома не с фоторужьем, а с волшебными палитрой и мольбертом, рисующими разнообразные картины с натуры за одно мгновение.

А чтобы научиться видеть, надо чаще брать и смотреть. Другого пути нет.
Subscribe

  • Осень. ЛТА

    Вчера после работы мне выпало примерно полтора часа времени, которое нужно было куда-то деть. По случаю неплохой погоды заехал в парк Лесотехнической…

  • Осень на Хепоярви

    Еще одно новое для меня осеннее место. Доселе я бывал тут только летом. Все фоты сделаны вдоль Тропы Здоровья: Озеро Пионерское: И утки…

  • Осень. Болото. Сестрорецкое.

    Я уже бывал в этих местах летом 2 года назад. А теперь пришла пора посмотреть на них в желтых красках. Как и на всякой экотропе, тут дорожки и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

  • Осень. ЛТА

    Вчера после работы мне выпало примерно полтора часа времени, которое нужно было куда-то деть. По случаю неплохой погоды заехал в парк Лесотехнической…

  • Осень на Хепоярви

    Еще одно новое для меня осеннее место. Доселе я бывал тут только летом. Все фоты сделаны вдоль Тропы Здоровья: Озеро Пионерское: И утки…

  • Осень. Болото. Сестрорецкое.

    Я уже бывал в этих местах летом 2 года назад. А теперь пришла пора посмотреть на них в желтых красках. Как и на всякой экотропе, тут дорожки и…